Приложение № 1
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства образования
и
науки Российской Федерации
от «20» августа 2012 г. № 623
к
содержанию программы подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
1. Настоящие требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(далее - подготовка), определяют структуру программы подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную
семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации,
стать патронатным воспитателем) (далее соответственно - программа, кандидаты в
приемные родители, приемные родители, приемная семья).
2. Программа должна предусматривать изучение следующих разделов:
Раздел 1 «Введение в курс подготовки
кандидатов в приемные родители», включающий проведение с каждым из кандидатов в
приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в
целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема
ребенка на воспитание в семью, ресурсов
семьи (материальных, социальных и
психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию
ребенка) и изучение в том числе следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения
программы подготовки кандидатов
в
приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе, касающиеся:
выявления и формирования воспитательных
компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети,
оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья,
создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители
в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без
попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в
выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании
приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем
и трудностей, с которыми им предстоит
встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных
родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с
основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей,
оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители
знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого
опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки
с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители
представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с
особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами
«трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с
обязанностями по сохранению здоровья
ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с
существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения
приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга,
содержание особенностей
и
порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования
кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае
проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без
попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без
попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения
родителей, его устройства
в
организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства
с
потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным
законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения
родителей.
Раздел 2 «Представление о потребностях
развития приемного ребенка и необходимых
компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей»,
включающий в том числе:
изучение потребностей развития ребенка
(безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность,
эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье,
социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных
ролей, общение
со сверстниками и взрослыми, навыки
самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание
кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в приемные
родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом
условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению,
материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по
воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации
недостающих компетенций.
Раздел 3 «Этапы развития ребенка», включающий
в том числе изучение следующих тем:
общая характеристика основных возрастных
периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст,
младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном
развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4 «Особенности развития и поведения
ребенка, оставшегося без попечения
родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка»,
включающий в том числе изучение следующих тем:
виды жестокого обращения (пренебрежение
нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их
последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и
сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия
«умственная отсталость» и «задержка
психического развития», их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка,
пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатом в приемные родители своей
возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной
семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения
привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и
семейной идентичности)», включающий в том числе изучение следующих тем:
потребность в привязанности, идентичности как
основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных
родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с
восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и
последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения
родителей;
типы «нарушенной привязанности» (понятий
«негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности»,
«избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
понятие «горя и потери» в жизни ребенка,
оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы
процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение
и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие);
последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной
семьи», включающий
в
том числе изучение следующих тем:
особенности ожидания приемных семей; страхи,
тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка
родственников к появлению приемного
ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и
переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей
адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые
преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным
родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7 «Трудное» поведение приемного
ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка», включающий в том
числе изучение следующих тем:
формы «трудного» поведения приемного ребенка:
воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких
отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя,
наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и
поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических
ценностей и общественных норм;
понимание приемными родителями того, как их
собственный опыт влияет
на отношение к детям с «трудным» поведением,
осознание своих слабых и сильных сторон,
понимание каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь
специалисты.
Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка.
Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью
ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
создание безопасных условий для воспитания
ребенка в доме и в обществе
в
зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи
с
воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей,
безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в
ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с
ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в
зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9 «Особенности полового воспитания
приемного ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
возрастные закономерности и особенности
психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской
сексуальности
и
сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка;
полоролевая ориентация
и
осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального
насилия.
Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении
потребностей развития и реабилитации
ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
родительское отношение к ребенку и его влияние
на формирование личности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в
приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые
ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные
родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни
семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в
приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и
слабых сторон.