Служба сопровождения замещающей семьи
На сегодняшний день актуальной является задача создания эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения замещающей семьи. Сопровождение замещающей семьи – особый вид деятельности, направленной на создание социально-психологических условий, способствующих успешному развитию и эффективному функционированию замещающей семьи.
В Республике Башкортостан работа с приемными семьями ведется специалистами органов опеки и попечительства и Службы сопровождения замещающей семьи (далее - Служба), созданной на базе государственного бюджетного учреждения Республиканский центр семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ГБУ РЦСУ). Создание Службы на базе ГБУ РЦСУ имеет ряд преимуществ, так как центр обеспечен квалифицированными кадрами, имеющими опыт работы с семьей и воспитанниками детских домов. Центр осуществляет тесную взаимосвязь с другими ведомствами, участвующими в сопровождении приемной семьи.
Цель работы Службы: содействие семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Задачами являются повышение уровня психолого-педагогических и социально-правовых знаний приемных родителей, содействие в адаптации ребенка и принимающей его семьи в новых условиях, выявление и коррекция недостатков в эмоциональной, познавательной сферах приемных детей, речевых нарушений и развитие социальных навыков.
В состав службы входят следующие специалисты: руководитель Службы сопровождения замещающей семьи, педагоги-психологи, социальные педагоги, методисты, юристы.
Служба диагностирует кандидатов в приемные родители, готовит семью к приему ребенка, консультирует приемных родителей и детей по социально-правовой защите, вопросам воспитания, обучения и развития приемных детей, повышает психолого-педагогическую компетентность приемных родителей, проводит мониторинг развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, диагностику комфортности пребывания ребенка в семье, регулярное посещение приемной семьи, образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются приемные дети.
Деятельность Службы включает в себя следующие этапы.
1. Подготовительный: привлечение граждан к замещающей работе; выявление ресурсов потенциальной приемной семьи; предоставление кандидатам в приемные родители информации о психолого-педагогических, юридических, медицинских аспектах принятия ребенка в семью.
2. Адаптационный: психолого-педагогическая диагностика в ходе становления приемной семьи; формирование у приемных родителей грамотной родительской позиции в вопросах воспитания приемных детей; коррекция и развитие эмоциональной и познавательной сферы приемных детей (по запросу).
3. Поддержка приемной семьи: мониторинг комфортности пребывания ребенка в приемной семье, развитие воспитательного потенциала приемной семьи.
Основными формами работы с приемными семьями являются: занятия для кандидатов в приемные родители в «Школе замещающих родителей» (по запросу); проведение выездных семинаров для приемных родителей с учетом запросов приемных родителей (анкетирование, опрос) в форме занятий с элементами тренинга, лекционно-практических занятий, бесед, групповых консультаций; коррекционно-развивающие занятия с приемными детьми; педагогические консилиумы для решения проблемных ситуаций, в состав которых входят специалисты Службы, приглашаются специалисты органов опеки и попечительства, педагоги образовательных учреждений, приемные родители с большим опытом работы.