Пятница, 29.03.2024, 15:30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 августа 2012 г. N ИР-713/07
О ПОДГОТОВКЕ ЛИЦ,
ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Минобрнауки России в целях реализации Федерального закона N 351-ФЗ и Постановления N 391 издан и направлен на государственную регистрацию в Минюст России приказ от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации". Указанный приказ размещен в сети Интернет на сайте "Усыновление в России" в разделе "Законодательство и нормативные документы". В рамках оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России направляет Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - подготовка). В целях соблюдения требований Федерального закона N 351-ФЗ и Постановления N 391, обеспечения граждан, желающих принять ребенка в семью на воспитание, информацией о порядке прохождения подготовки, Министерство просит принять в возможно короткие сроки исчерпывающие меры, обеспечивающие: организацию подготовки граждан, желающих стать усыновителями (удочерителями), опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями; проведение массовой информационно-просветительской работы с населением по вопросам организации подготовки на территории субъекта Российской Федерации, включая информирование граждан об органах и организациях, осуществляющих подготовку, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, а также предоставление гражданам возможности оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с прохождением подготовки; оперативное всестороннее и объективное рассмотрение всех обращений граждан, связанных с прохождением подготовки, и принятие по ним мер, направленных на устранение выявленных нарушений и недостатков. П.М.РЕМОРЕНКО
Приложение
к письму
Минобрнауки России
от 24 августа 2012
г. N ИР-713/07
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ
ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ
ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Общие
положения
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 351-ФЗ) с 1 сентября 2012 г. лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, стать патронатным воспитателем (далее также - граждане, кандидаты в приемные родители), должны проходить психолого-педагогическую и правовую подготовку (далее - подготовка кандидатов в приемные родители). Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 391 (далее - Постановление N 391) внесены изменения в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423. <*> <*> Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 391 "О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах" вступают в силу с 1 сентября 2012 года. Исключение предусматривается для следующих категорий граждан: для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей; для усыновителей, опекунов, приемных родителей - близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей. При этом под близкими родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, - родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры; для усыновителей, которые уже являются или являлись усыновителями и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей; для опекунов, приемных родителей, которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. <*> <*> Пункт 1 статьи 127, пункт 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации. Заявления об усыновлении, не рассмотренные на день вступления в силу Федерального закона N 351-ФЗ, рассматриваются в соответствии с правилами, действовавшими на день подачи указанных заявлений в суд. <*> <*> Статья 3 Федерального закона N 351-ФЗ. Задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются в том числе: подготовка граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития; помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка; ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями приемных родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей. подготовку кандидатов в приемные родители В соответствии с пунктом 24.2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование расходов на подготовку кандидатов в приемные родители осуществляется за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации. Организация подготовки кандидатов в приемные родители возлагается на органы опеки и попечительства. Согласно пункту 10 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" к полномочиям органов опеки и попечительства относятся подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах. Орган опеки и попечительства обязан подготовить граждан, в том числе организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, обеспечить психологическое обследование граждан с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью. <*> <*> Пункт 14 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей полномочие органа опеки и попечительства по подбору и подготовке кандидатов в приемные родители может осуществляться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации). <*> <*> Пункт 2 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423. Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители установлен приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. N 334 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423". Полномочие по подготовке кандидатов в приемные родители осуществляется организациями: за счет собственных средств (в том числе за счет средств, выделяемых организациям на реализацию государственного (муниципального) задания, внебюджетных средств и других не запрещенных законом источников); на основе положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При размещении заказа на оказание услуг, связанных с проведением подготовки кандидатов в приемные родители, к организациям могут быть предъявлены требования, установленные Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. N 334. Представляется целесообразным осуществлять подготовку кандидатов в приемные родители на базе организаций, имеющих в своем штате социальных педагогов, психологов, юристов, а также опыт работы с приемными семьями, в частности, на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, некоммерческих организаций, специализирующихся на оказании психолого-педагогической, социальной, правовой и иной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным семьям. В соответствии с пунктом 2 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Поскольку программа подготовки кандидатов в приемные родители не относится ни к одному из установленных статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" видов образовательных программ и, таким образом, не является образовательной программой, деятельность по реализации программы подготовки кандидатов в приемные родители не относится к предмету регулирования законодательства о лицензировании образовательной деятельности. Подготовка кандидатов в приемные родители согласно Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" - это полномочие органа опеки и попечительства, являющегося органом государственной власти, которое в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" в установленном порядке может быть передано соответствующим организациям. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий не относится к предмету регулирования законодательства о лицензировании каких-либо видов деятельности. При передаче полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители проводится отбор организаций, претендующих на осуществление указанного вида деятельности, и проверка их на соответствие установленным требованиям. Таким образом, деятельность органов опеки и попечительства либо организаций, которым передано соответствующее полномочие, по подготовке кандидатов в приемные родители не требует лицензирования. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется организациями на безвозмездной основе, то есть взимание платы с граждан за прохождение подготовки не допускается. <*> <*> Пункт 8 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423. кандидатов в приемные родители При разработке Порядка подготовки и организации подготовки кандидатов в приемные родители в субъекте Российской Федерации следует исходить, прежде всего, из интересов граждан и необходимости обеспечить удобство для граждан процесса прохождения подготовки. Подготовка кандидатов в приемные родители должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалась ее регулярность и доступность для всех граждан. Период ожидания гражданами начала проведения курсов подготовки кандидатов в приемные родители должен быть минимальным (по возможности, не более двух месяцев). Рекомендуемая длительность курса подготовки - не более трех месяцев. При этом для удобства граждан необходимо предусмотреть возможность прохождения ими подготовки в вечернее время и в выходные дни. В Порядке подготовки целесообразно установить, что зачисление граждан на курс подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется организациями по их письменному заявлению при обращении в орган опеки и попечительства или в организацию. Неправомерно устанавливать в Порядке подготовки требования по предоставлению гражданами документов, указанных в пункте 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, и в пункте 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, или иных документов, кроме документа, удостоверяющего личность гражданина. Следует предоставить гражданам право самостоятельного выбора организации, в которой они будут проходить подготовку кандидатов в приемные родители на территории субъекта Российской Федерации, независимо от места их жительства или пребывания в пределах субъекта Российской Федерации. Необходимо определить порядок информирования граждан об организациях, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, обеспечивающий легкую доступность указанной информации для заинтересованных лиц. Органам опеки и попечительства, организациям, осуществляющим подготовку кандидатов в приемные родители, следует проводить информационные кампании по привлечению потенциальных кандидатов в приемные родители. В Порядке подготовки целесообразно предусмотреть возможность прохождения подготовки кандидатов в приемные родители в очной или очно-заочной форме. При организации проведения подготовки в очно-заочной форме могут использоваться дистанционные методы обучения. Порядок подготовки должен включать в себя описание процедуры использования таких методов. Подготовка кандидатов в приемные родители может осуществляться в группе, численность которой не должна превышать 25 человек. Кроме того, следует предусмотреть возможность проведения подготовки для кандидатов в приемные родители в индивидуальном порядке. Порядок подготовки также должен содержать требования к проведению итоговой аттестации, которая проводится в форме собеседования о возможных формах семейного устройства ребенка в данную семью, о потребностях развития и поведения ребенка, о воспитательных компетенциях кандидатов в приемные родители и их готовности к приему в семью ребенка. Итоговая аттестация проводится в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей органом опеки и попечительства или организацией свидетельства о прохождении указанной подготовки (далее - свидетельство). Также в Порядке подготовки следует определить процедуру выдачи свидетельства слушателям, прошедшим программу подготовки кандидатов в приемные родители, процедуру выдачи дубликата свидетельства в случае его утери либо непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения, порядок ведения документации, в том числе регистрации письменных заявлений граждан о желании пройти подготовку, а также выданных свидетельств в соответствующих журналах учета, утвердить формы таких журналов. Необходимо отметить, что срок действия свидетельства законодательством Российской Федерации не установлен. До вступления в силу приказа Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" необходимо руководствоваться примерной программой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденной приказом Минобрнауки России от 23 мая 2011 г. N 1681 (зарегистрирован Минюстом России 27 июля 2011 г., регистрационный N 21495) (далее - примерная программа). В связи с тем, что содержание и общая трудоемкость примерной программы соответствуют Требованиям к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. N 623, прохождение повторной подготовки кандидатов в приемные родители гражданами, прошедшими подготовку до 1 сентября 2012 г. по примерной программе, не требуется. Указанным гражданам следует выдавать свидетельство установленной формы о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители для представления в органы опеки и попечительства и получения заключения о возможности быть усыновителем или опекуном, а также в суд при усыновлении ребенка. Граждане, получившие заключение о возможности быть усыновителем либо заключение о возможности быть опекуном, не обязаны представлять на этапе подбора ребенка, оставшегося без попечения родителей, в орган опеки и попечительства документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители. проводящих подготовку кандидатов в приемные родители Порядок подготовки должен включать требования к составу специалистов, проводящих подготовку кандидатов в приемные родители, и их квалификации. К проведению подготовки кандидатов в приемные родители, в частности, рекомендуется привлекать социальных педагогов (социальных работников), юристов, психологов, медицинских работников (врачей-педиатров, детских психиатров, психотерапевтов и других). Целесообразно отдавать приоритет специалистам, имеющим базовое профильное высшее образование, а также практический опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеющим навыками обучения взрослых. К участию в подготовке кандидатов в приемные родители также могут быть привлечены приемные родители, имеющие значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендуется организовать в субъекте Российской Федерации проведение повышения квалификации специалистов, которые осуществляют (будут осуществлять) подготовку кандидатов в приемные родители, по различным темам, предусмотренным программой подготовки, включая обучение навыкам ведения тренинговых групп, не реже одного раза в три года. 6. Особенности прохождения подготовки кандидатов в приемные родители иностранными гражданами, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федераци В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации требование о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители распространяется также и на кандидатов в усыновители - граждан иностранных государств, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации (далее - иностранные граждане). Иностранные граждане проходят подготовку кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они постоянно проживают. Подготовка кандидатов в приемные родители на территории иностранного государства должна проводиться с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено Требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. N 623, а документы о прохождении такой подготовки, представляемые иностранными гражданами, должны подтверждать соблюдение указанных требований. При этом следует учитывать, что документы о прохождении иностранными гражданами подготовки кандидатов в приемные родители представляются в суд (пункт 8 части первой статьи 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Представление указанных документов на этапе подбора ребенка законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Однако, при обращении иностранных граждан к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители необходимо разъяснять им требования статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации. Документами о прохождении иностранными гражданами подготовки кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они постоянно проживают, подтверждающими прохождение ими соответствующей подготовки с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утверждаемыми Минобрнауки России, являются в том числе следующие: документ, подтверждающий право иностранной организации, выдавшей документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители, осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ; копия утвержденной программы, по которой проводилась подготовка кандидатов в приемные родители; копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители (документ о прохождении подготовки на территории иностранного государства оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам). Документы, выданные за пределами Российской Федерации, представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства и должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, а также переведены на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве местонахождения соответствующей иностранной организации либо нотариусом на территории Российской Федерации. Также необходимо учитывать, что суд, в соответствии с пунктом 3 статьи 272 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, может при необходимости затребовать и иные документы. В случае если иностранные граждане не прошли подготовку кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они проживают, либо освоенная иностранными гражданами программа подготовки кандидатов в приемные родители не соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям, иностранные граждане могут пройти обучение по программе подготовки кандидатов в приемные родители на территории Российской Федерации. Информирование иностранных граждан о порядке прохождения подготовки кандидатов в приемные родители и организациях, уполномоченных на ведение указанной деятельности, на территории конкретного субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в Порядке подготовки. В Порядке подготовки также целесообразно отразить, на каком языке осуществляется подготовка кандидатов в приемные родители. В случае осуществления подготовки только на русском языке Порядок подготов |
Адресс нового сайтаМеню сайтаПоискАрхив записей |