С 21 января по 30 января 2013 года специалистами ГБУ РЦСУ, Ишимбайского и Туймазинского филиалов проводятся обучение кандидатов в приемные родители по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Курс занятий осваивается по очной форме. Программу ведут квалифицированные специалисты ГБУ РЦСУ и его филиалов: педагоги-психологи, социальные педагоги, методисты, юристы. Группы кандидатов в приемные родители формировались по направлениям органов опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Обучение проводится на безвозмездной основе.
Цель подготовки: выявление и формирование у кандидатов в приемные родители воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, для охраны его прав и здоровья, создание безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.
Программа предусматривает изучение следующих разделов:
Семейное право:
- Основы законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Психология развития:
Психофизиологические особенности развития ребенка оставшегося без попечения родителей.
- Система специальных образовательных учреждений.
Возрастная психология:
- Возрастные особенности поведения развития детей, лишенных родительского попечения.
- Понятие характера, темперамента. Акцентуация.
Основы медицинских знаний:
-Основные медицинские диагнозы, выявляемые при рождении ребенка, их компенсации с возрастом. Факторы высокого риска при оценке здоровья детей-сирот. Забота о здоровье.
Психология сиротства:
-Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.
Социальная психология:
- Методы и принципы воспитания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-Адаптация ребенка в новой семье. Преодоление специфических трудностей в развитии и поведение детей.
Социальная педагогика:
- Создание развивающего пространства для формирования личности ребенка;
-Родительские ожидания и разочарования;
-Способы преодоления возникающих трудностей.
Занятия в Школе приемных родителей проводятся в форме семинаров-тренингов, что позволяет создать условия для неформального общения, взаимопомощи и поддержки. На занятиях используются интерактивные формы обучения с применением современных технических средств. Слушатели имеют возможность усваивать знания посредством просмотра учебных фильмов, видеороликов, презентаций с последующим их анализом. Практическая часть занятий представлена ролевыми играми, дискуссиями, работой в подгруппах, индивидуальной работой.
Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки и завершается выдачей свидетельств о прохождении программы подготовки.