Министерство образования Республики Башкортостан 
ГБУ Республиканский центр семейного устройства детей – сирот 
и детей, оставшихся без попечения родителей

Вторник, 19.03.2024, 16:04

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Приложение 1 | Регистрация | Вход

Приложение № 1
 УТВЕРЖДЕНЫ
 приказом Министерства образования
 и науки Российской Федерации
 от «20» августа 2012 г. № 623
  ТРЕБОВАНИЯ
 к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять
 на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
  I. Общие положения
  1. Настоящие требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - подготовка), определяют структуру программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, стать патронатным воспитателем) (далее соответственно - программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья). 
 2. Программа должна предусматривать изучение следующих разделов: 
 Раздел 1 «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители», включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка  на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных  и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:
 а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов
 в приемные родители;
 б) задачи подготовки, в том числе, касающиеся:
 выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
 оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей,  с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
 ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
 формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
 формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
 ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
 ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями  по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
 ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
 в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей
 и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
 г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства
 в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства
 с потенциальной приемной семьей;
 д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
 Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка  и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей», включающий в том числе:
 изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение
 со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
 проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
 проведение оценки кандидатами в приемные  родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
 Раздел 3 «Этапы развития ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
 общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
 роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
 Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без  попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
 виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
 диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость»  и «задержка психического развития», их отличия;
 семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
 оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
 Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)», включающий в том числе изучение следующих тем:
 потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места  в жизни ребенка;
 причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
 типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
 понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
 Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи», включающий
 в том числе изучение следующих тем:
 особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению  приемного ребенка;
 этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
 тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
 роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
 Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
 формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
 эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
 причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
 понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет
 на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных  сторон, понимание каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
 Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
 создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе
 в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи
 с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
 способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
 предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
 медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
 Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
 возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности
 и сексуализированного поведения;
 формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация
 и осознание половой принадлежности;
 способы защиты ребенка от сексуального насилия.
 Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития  и реабилитации ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
 родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
 стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
 способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
 социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
 семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
 понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. 
  • Далее
  • Адресс нового сайта

    Меню сайта

    Поиск