Вторник, 19.03.2024, 16:40
Утверждаю: Начальник ГБУ РЦСУ И.А.
Кадырова Протокол заседания
методического совета
ГБУ РЦСУ от 18 января 2013 года
Положение о Школе приемных родителей 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок и организацию деятельности Школы приемных родителей (далее – Школа). Деятельность Школы направлена на подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. 1.2. Школа функционирует на базе Государственного бюджетного учреждения Республиканский центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ГБУ РЦСУ), Ишимбайского и Туймазинского филиалов ГБУ РЦСУ. 1.3. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными и правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Республики Башкортостан, Уставом Государственного бюджетного учреждения Республиканский центр семейного устройства, настоящим Положением в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1.4. Реализация запланированных мероприятий в рамках деятельности Школы осуществляется специалистами ГБУ РЦСУ и его филиалов. 2. Цель и задачи Школы 2.1. Главной целью Школы является психолого-педагогическая и социально-правовая подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшихся без попечения родителей. 2.2. Задачи Школы 2.2.1. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития; 2.2.2. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью и основами законодательства в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как замещающих родителей; 2.2.3. Формирование у лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта на его психофизическое развитие и поведение; 2.2.4. Формирование у лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка; 2.2.5. Оказание помощи лицам, желающим принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в замещающую семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей; 2.2.6. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодолевать такое поведение; 2.2.7. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания; 2.2.8. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.
3. Основные принципы работы Школы 3.1. Принцип гуманистической направленности и приоритетности интересов ребенка, ценностного подхода к формированию и принятию личности ребенка в приемной семье; 3.2. Принцип комплексной поддержки приемной семьи на каждом этапе её развития; 3.3. Принцип личностной взаимосвязи (детей и взрослых), предполагающий создание гармоничных отношений в семье, принимающей ребёнка; 3.4. Принцип доступности информации об особенностях развития, адаптации, обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3.5 Принцип конфиденциальности информации, полученной в ходе работы с приемной семьей. 4. Основные направления деятельности Школы 4.1. Экспертно-диагностическое направление; 4.2. Практическое направление; 4.2.1. Проведение цикла лекционно-практических занятий, в том числе выездных, обеспечивающих реализацию обучающего этапа программы Школы; 4.2.2. Оказание психолого-педагогической и социально-правовой помощи приемным семьям на разных стадиях развития семьи (по запросу); 4.2.3. Проведение консультаций, в том числе дистанционных, для приемных семей; 4.2.4. Проведение цикла обучающих семинаров для специалистов, занимающихся устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4.3. Информационно-методическое направление. 5. Организация деятельности Школы 5.1. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по программе, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 года № 623 «Об утверждении примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.12.2012 года № 448 «Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»; 5.2. Подготовка лиц обязательна для всех лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением: - близких родственников ребенка (бабушек, дедушек, полнородных и неполнородных братьев и сестер); - лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено; - лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей; - для усыновителей, являющихся отчимами(мачехами) усыновляемых детей; 5.3. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью, ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется на безвозмездной основе в соответствии с договором о передаче полномочий, заключенным в установленном действующим законодательством порядке между органами опеки и попечительства администраций муниципальных образований Республики Башкортостан и ГБУ РЦСУ; 5.4. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – Программа), состоит из учебно-тематического плана, устанавливающего перечень учебных разделов. Общая трудоемкость Программы составляет 80 академических часов, включающих 24 академических часа тренинга, а также лекции, индивидуальное консультирование и итоговую аттестацию (собеседование). 5.5. Программа включает в себя следующие разделы. Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители; Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей; Раздел 3. Этапы развития ребенка; Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка; Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности); Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи; Раздел 7. Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка; Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка; Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка; Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка; Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан; Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям; Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. 5.5. Программа осваивается по очной форме обучения в соответствии с расписанием (планом занятий). Обучение проводится по мере комплектования групп на основании заявок органов опеки и попечительства с учетом планируемой формы семейного устройства (при возможности). Максимальное количество обучающихся в группе – двадцать человек. 5.6. Освоение Программы завершается итоговой аттестацией лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, которая проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки. В случае успешного прохождения аттестации выдается свидетельство о прохождении подготовки установленного образца. 5.7. Итоговое заключение о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию. 5.8. ГБУ РЦСУ формирует банк данных лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, прошедших подготовку. 5.9. Дальнейшее повышение квалификации родителей проводится в течение всего времени проживания ребенка в приемной семье (по запросу граждан, воспитывающих приемных детей, или органа опеки и попечительства городов, муниципальных районов РБ).
6. Требования к составу и квалификации специалистов, проводящих подготовку кандидатов в приемные родители 6.1. К проведению подготовки кандидатов в приемные родители, привлекаются социальные педагоги, юристы, педагоги-психологи, медицинские работники и другие специалисты, имеющие базовое профильное высшее образование, а также практический опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеющими навыками обучения взрослых. 6.2. К участию в подготовке кандидатов в приемные родители также могут привлекаться специалисты органов опеки и попечительства, приемные родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 6.3. Не реже одного раза в три года специалисты ГБУ РЦСУ организуют проведение обучающих семинаров для специалистов, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители на территории Республики Башкортостан, в целях повышения квалификации по различным темам, предусмотренным программой подготовки, включая обучение навыкам ведения тренинговых групп.
|
Адресс нового сайтаМеню сайтаПоискАрхив записей |