Министерство образования Республики Башкортостан 
ГБУ Республиканский центр семейного устройства детей – сирот 
и детей, оставшихся без попечения родителей

Вторник, 19.03.2024, 16:40

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Положение | Регистрация | Вход

 Утверждаю:
 Начальник ГБУ РЦСУ
 И.А. Кадырова
Протокол заседания методического совета ГБУ РЦСУ от  18 января  2013 года

       

Положение

о  Школе приемных родителей

 

 1. Общие положения

 1.1. Настоящее Положение определяет порядок и организацию деятельности Школы приемных родителей (далее – Школа). Деятельность Школы направлена на подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 1.2. Школа функционирует на базе Государственного бюджетного учреждения Республиканский центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ГБУ РЦСУ), Ишимбайского и Туймазинского филиалов ГБУ РЦСУ.

 1.3. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными и правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Республики Башкортостан, Уставом Государственного бюджетного учреждения Республиканский центр семейного устройства, настоящим Положением в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.4. Реализация запланированных мероприятий в рамках деятельности Школы осуществляется специалистами ГБУ РЦСУ и его филиалов.

 2. Цель и задачи Школы

2.1. Главной целью Школы является психолого-педагогическая и  социально-правовая подготовка  лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшихся без попечения родителей.

2.2. Задачи Школы

2.2.1. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

2.2.2. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью и основами законодательства в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как замещающих родителей;

2.2.3. Формирование у лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта на его психофизическое развитие и поведение;

2.2.4. Формирование у лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

2.2.5. Оказание помощи лицам, желающим принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в замещающую семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих  родителей;

2.2.6. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодолевать такое поведение;

2.2.7. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

2.2.8. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.

  3. Основные принципы работы Школы

 3.1. Принцип гуманистической направленности и приоритетности интересов ребенка, ценностного подхода к формированию и принятию личности ребенка в приемной семье;

  3.2. Принцип комплексной поддержки приемной семьи на каждом этапе её развития;

 3.3. Принцип личностной взаимосвязи (детей и взрослых), предполагающий создание гармоничных отношений в семье, принимающей ребёнка;

 3.4. Принцип доступности информации об особенностях развития, адаптации, обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  3.5 Принцип конфиденциальности информации, полученной в ходе работы с приемной семьей.

4.  Основные направления деятельности Школы

4.1. Экспертно-диагностическое направление;

 4.2. Практическое направление;

 4.2.1. Проведение цикла лекционно-практических занятий, в том числе выездных, обеспечивающих реализацию обучающего этапа программы Школы;

 4.2.2. Оказание психолого-педагогической и социально-правовой помощи приемным семьям на разных стадиях развития семьи (по запросу);

 4.2.3. Проведение консультаций, в том числе дистанционных, для приемных семей;

 4.2.4. Проведение цикла обучающих семинаров для специалистов, занимающихся устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 4.3. Информационно-методическое направление.

5. Организация деятельности Школы

5.1. Подготовка  лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по программе, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 года № 623 «Об утверждении примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.12.2012 года № 448 «Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»;

5.2. Подготовка лиц обязательна для всех лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением:

- близких родственников ребенка (бабушек, дедушек, полнородных и неполнородных   братьев и сестер);

- лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;

- лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

- для усыновителей, являющихся отчимами(мачехами) усыновляемых детей;

 

5.3. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью, ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется на безвозмездной основе в соответствии с договором о передаче полномочий, заключенным в установленном действующим законодательством порядке между органами опеки и попечительства администраций муниципальных образований Республики Башкортостан и ГБУ РЦСУ;

5.4.  Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – Программа), состоит из учебно-тематического плана, устанавливающего перечень учебных разделов.   Общая трудоемкость Программы составляет 80 академических часов, включающих 24 академических часа тренинга, а также лекции, индивидуальное консультирование и итоговую аттестацию (собеседование).

5.5. Программа включает в себя следующие разделы.

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители;

Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка  и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей;

Раздел 3. Этапы развития ребенка;

Раздел 4.  Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без  попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка;

Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности);

Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи;

Раздел 7. Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка;

Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка;

Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка;

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития  и реабилитации ребенка;

Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения  родителей, на воспитание в семьи граждан;

Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки  и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям  и семьям;

Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов  в приемные родители.

5.5. Программа осваивается по очной форме обучения в соответствии с расписанием (планом занятий). Обучение проводится по мере комплектования групп на основании заявок органов опеки и попечительства с учетом планируемой формы семейного устройства (при возможности). Максимальное количество обучающихся  в группе – двадцать человек.

5.6.  Освоение Программы завершается итоговой аттестацией лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,  которая проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки. В случае успешного прохождения аттестации выдается свидетельство о прохождении подготовки установленного образца.  

5.7. Итоговое заключение о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию.

5.8. ГБУ РЦСУ формирует банк данных лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, прошедших подготовку.

5.9. Дальнейшее повышение квалификации родителей проводится в течение всего времени проживания ребенка в приемной семье (по запросу граждан, воспитывающих приемных детей, или органа опеки и попечительства городов, муниципальных районов РБ).

 6. Требования к составу и квалификации специалистов, проводящих подготовку кандидатов в приемные родители

6.1. К проведению подготовки кандидатов в приемные родители, привлекаются социальные педагоги, юристы, педагоги-психологи, медицинские работники  и другие специалисты, имеющие базовое профильное высшее образование, а также практический  опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеющими навыками обучения взрослых.

6.2. К участию в подготовке кандидатов в приемные родители также  могут привлекаться специалисты органов опеки и попечительства, приемные родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

6.3. Не реже одного раза в три года специалисты ГБУ РЦСУ организуют проведение обучающих семинаров для специалистов, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители на территории Республики Башкортостан, в целях повышения квалификации  по различным темам, предусмотренным программой подготовки, включая обучение навыкам ведения тренинговых групп.



 

Адресс нового сайта

Меню сайта

Поиск