Муниципальная газета Зилаирского района «Зилаирские огни»
Ребенок имеет право жить в семье.
На днях наш район посетила группа специалистов Ишимбайского филиала республиканского Центра семейного устройства детей-сирот, которые организовали Школу приемных родителей. В течении двух дней здесь проходили обучение люди, которые уже воспитывают или хотят принять в семью ребенка. Занятия проходили в доброй и доверительной атмосфере. На лекциях директор Школы P.M. Бахтиярова ознакомила присутствующих с принципами работы Центра. Затем вкратце рассказала о том, как обстоят дела в детских домах, их количестве и сиротах, которые там содержатся, рассказала также о денежных выплатах приемным родителям. Педагог-психолог Г.Х. Ахмадишина провела тре-нинговые занятия с кандидатами в замещающие родители. Социальный педагог О.А. Стручалииа на своих лекциях рассказала об особенностях психо-физического развития приемного ребенка и о его здоровье.
Чтобы более подробно узнать о работе данной организации, мы обратились к психологу Галие Халимулловне АХМАДИШИНОЙ.
- Почему матери бросают своих детей? Ведь даже животные не делают такого...
- Бросают - страшное слово. Это происходит по разным причинам. Часто оставляют детей очень молодые, несовершеннолетние девочки или женщины, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, не имеющие поддержки близких людей. Оставляют девочки, которые сами воспитывались в детдомах.
- Расскажите о тех, кто усыновляет - что это за люди? Во время консультации Вы можете определить, готов ли человек взять на воспитание ребенка?
- Как только потенциальные усыновители начинают посещать Школу профессиональных родителей, мы оцениваем их мотивацию. Это длительный процесс. Иногда мы вместе с кандидатом приходим к выводу, что в данный период его жизни брать на воспитание ребенка не стоит. Также необходимо понять, смогут ли принимающие родители открыто выражать свои чувства и контролировать эмоции. Мы много работаем со словом «нет», потому что это слово содержит потенциал, необходимый человеку и родителю для того, чтобы защитить себя, обозначать свои границы и границы своей семьи. У нас на консультации бывали люди, которым бы я не доверила даже свою кошку.
- Как долго ребенок адаптируется в семье?
- Адаптация может длиться до трех лет. Я считаю, что родители, которые усыновляют ребенка, должны быть готовы к тому, что он может не спать сутками или плакать ночи напролет. Надо понимать, что границы их будут нарушены - это очень жёсткая связка, когда приходится быть все время с ребенком, неотлучно - потому что ему безумно страшно и ему очень нужно, чтобы родитель в это время был рядом. Если усыновитель любит ребенка, понимает, что этот сложный этап нужно пережить, он проживает его вместе с малышом, сострадая, помогая и празднуя любые, даже самые маленькие позитивные изменения.
- Как проходят занятия в вашей Школе?
- Наша задача - помочь потенциальным родителям лучше понять себя, осознать свои мотивы, разобраться с какими-то непрожитыми ситуациями. И после этого принять решение - брать или не брать ребенка в семью. Усыновление должно быть осознанным, важно прояснить отношения потенциальных усыновителей с их собственными родителями и другими людьми, которые могут играть значимые роли в их жизни.
В работе мы используем различные психологические методы, которые наиболее эффективно подходят для подготовки принимающих родителей, для оказания помощи в решении личностных и семейных проблем.
- На какую помощь могут рассчитывать граждане, которые не попали на ваши занятия?
- Люди, которые не смогли попасть на наши занятия могут получить любую информацию, в том числе и о нормативно-правовых актах, об имеющихся у нас справочных материалах по приему ребенка на воспитание в семью, заочно. Для этого достаточно позвонить нам по телефону (34794) 2-20-56, или написать на e-mail: if_gbu_RCSU@mail.ru. Также заочно можно получить ответы на вопросы, касающиеся юридических и психолого-педагогических аспектов усыновления.
- Сколько времени идет занятие в Школе?
- Примерно 36 часов.
- Как часто Вам приходится отказывать потенциальным усыновителям?
- Отказывать в буквальном смысле ни разу не приходилось, поскольку мы не являемся государственной организацией, принимающей решение о распределении детей. Наша роль заключается в оценке рисков для каждой семьи или кандидата, их проработке и подготовке потенциальных принимающих родителей. В конце работы мы пишем свое заключение о том, целесообразно ли размещать ребенка в данную семью, а итоговое решение принимают органы опеки.
У нас открытые отношения с родителями и мы все обсуждаем с ними. Иногда потенциальные усыновители, осознав свои цели, многое меняют в жизни: идут учиться туда, куда мечтали, начинают новую карьеру. Меняются взаимоотношения в их семье, они становятся более глубокими и доверительными. Это развивает их личностно. Впоследствии, если не передумывают усыновлять, они гораздо больше дают своим приемным детям.
- Большое спасибо за беседу! Желаем удачи в вашем непростом, но благородном деле!
Ю.Кудашева.
Газета «Зилаирские огни»