"Республика Башкортостан" 10.06.2011
Жизнь — мечта, осуществите её
В рамках проекта «Мы вместе!» состоялся первый в Уфе городской слёт выпускников детских домов и замещающих семей
На нем присутствовали Уполномоченный по правам ребенка в РБ Милана Скоробогатова, заместитель главы администрации Уфы Сынтимир Баязитов, представители официальных и общественных организаций, выпускники детских домов, специалисты различных профилей, участники проекта «Мы вместе!», волонтеры.
Собственно, юным участникам слета было чем заняться задолго до официальной части мероприятия: в фойе молодежного театра, где проходил слет, работали представители центров занятости. Юристы просвещали желающих относительно их прав и гарантий в области образования, здравоохранения и таких вопросов, как снабжение обувью и одеждой, проезд и проживание. Психологи разложили красочные полезные «шпаргалки», помогающие успешно адаптироваться на рабочем месте, искать работу, составлять резюме.
Именно этот стенд привлек внимание шестнадцатилетнего Владимира Максимова и его опекуна Любови Ивановны Климовской. Володя уже учится на сварщика. Вопросы семейство решает серьезные: либо найти достойное место для практики и показать там, кто лучший в мире сварщик, либо круто изменить жизнь и попробовать себя в роли тренера по фитнесу. Тем более, опыт в области физкультуры кое-какой имеется: Володя занимается в клубе «Витязь».
— Подобная акция была задумана Управлением по опеке и попечительству администрации Уфы и центром психолого-медико-социального сопровождения «Семья» год назад, — рассказывает Милана Маратовна. — Проект центра «Семья» оказался столь достойным и актуальным, что получил грант. Выпускники должны обладать необходимыми для самостоятельной и успешной жизни навыками. Но, вспомним, ведь это совсем юные ребята, уже прошедшие нелегкий путь. А значит, подготовка их к самостоятельной жизни должна иметь несколько иной характер.
— Основная суть нашего проекта — наставничество, — считает директор центра Ольга Козлова. — За каждым выпускником детского дома закрепляется активист. Если есть право на жилье, наш волонтер помогает собрать необходимые документы, встать на очередь. Бывает и так, что уже, в общем-то, взрослый человек не умеет готовить. Наши девчонки учили своих друзей готовить салаты, варить супы. Занимались репетиторством. Все подопечные — люди разные, у всех свои потребности. Многие из них уже учатся в вузах. С учебой у них проблем меньше, а вот определиться со спортивной секцией в университете или найти применение своим творческим дарованиям — в этом им помогали ребята. Наши артисты уже участвовали в «Студенческой весне».
В хороших делах тоже нужна система, а не работа по принципу: «Догнать и причинить добро». Пример успешной деятельности — фонд имени В. Засова по поддержке выпускников детских домов. Не нужно ставить ребенка в позицию жертвы, а нужно дать понять, что жизнь начинается только тогда, когда человек признает ответственность за себя, ощущает желание жить и искать свою счастливую тропинку.
— Возникает вопрос, а насколько сотрудники детского дома, учителя, органы опеки, исполнительная власть представляют себе сущность выпускника, — продолжает Милана Маратовна. — Имевшаяся ранее цепочка сопровождения была несистематической, некачественной. Мне кажется, очень важно включать сюда и гражданское общество. При этом не последнюю роль должно играть грантовое поощрение. Прежде всего для того, чтобы волонтеры, принимающие активное участие в жизни выпускника, и сами были подготовлены для этого: обучены основам педагогики, возрастной психологии, менеджмента. В Уфе существуют эффективные программы, тренинги для волонтеров. Ни один аспект жизни ребенка — учеба, здоровье, готовность будущего взрослого гражданина к созданию полноценной семьи — не должен ускользнуть от внимания. А моя мечта, надеюсь, вполне осуществимая: чтобы среди выпускников зародилась своя общественная организация, появились свои лидеры, став полноценными партнерами в движении «Мы вместе!».
У выпускников детских домов проблемы те же, что и в обычной семье, но вот решать их приходится несколько по-другому. И первая — это, конечно, образование. Для выпускника детдома правильный выбор специальности — вопрос первостепенной важности. Так, с 2008 года отчислено из образовательных учреждений 229 детей, только в 2009 году — 102 человека. Причины, конечно, разные: понял, что это — не «его», соблазнился прелестями взрослой жизни, подзабыв об учебе, но результат все равно неутешительный. В решении этого вопроса помогают центры занятости и те же самые волонтеры.
Крыша над головой — тоже вопрос, искалечивший не одну судьбу. С 2006 года квартиру получили всего 106 детей, на очереди — около 200. Еще одна больная тема — трудоустройство. Вопрос закрепления на рабочем месте — не последний в ряду проблем выпускника. Поэтому самая оптимальная модель постинтернатного сопровождения, считают психологи, должна начать работать еще в детдоме: помощь в выборе профессии — сопровождение на этапе обучения — и, как результат, успешное трудоустройство, по душе и с перспективой.
Умильная жалость не всегда уместна. Можно пожалеть сироту, с которым судьба обошлась сурово, а можно постараться дать понять, что ему достался бесценный дар — жизнь, и во многом от него зависит, насколько прекрасной она будет.
Елена ШАРОВА. Фото Альберта ЗАГИРОВА.
Именно этот стенд привлек внимание шестнадцатилетнего Владимира Максимова и его опекуна Любови Ивановны Климовской. Володя уже учится на сварщика. Вопросы семейство решает серьезные: либо найти достойное место для практики и показать там, кто лучший в мире сварщик, либо круто изменить жизнь и попробовать себя в роли тренера по фитнесу. Тем более, опыт в области физкультуры кое-какой имеется: Володя занимается в клубе «Витязь».
— Подобная акция была задумана Управлением по опеке и попечительству администрации Уфы и центром психолого-медико-социального сопровождения «Семья» год назад, — рассказывает Милана Маратовна. — Проект центра «Семья» оказался столь достойным и актуальным, что получил грант. Выпускники должны обладать необходимыми для самостоятельной и успешной жизни навыками. Но, вспомним, ведь это совсем юные ребята, уже прошедшие нелегкий путь. А значит, подготовка их к самостоятельной жизни должна иметь несколько иной характер.
— Основная суть нашего проекта — наставничество, — считает директор центра Ольга Козлова. — За каждым выпускником детского дома закрепляется активист. Если есть право на жилье, наш волонтер помогает собрать необходимые документы, встать на очередь. Бывает и так, что уже, в общем-то, взрослый человек не умеет готовить. Наши девчонки учили своих друзей готовить салаты, варить супы. Занимались репетиторством. Все подопечные — люди разные, у всех свои потребности. Многие из них уже учатся в вузах. С учебой у них проблем меньше, а вот определиться со спортивной секцией в университете или найти применение своим творческим дарованиям — в этом им помогали ребята. Наши артисты уже участвовали в «Студенческой весне».
В хороших делах тоже нужна система, а не работа по принципу: «Догнать и причинить добро». Пример успешной деятельности — фонд имени В. Засова по поддержке выпускников детских домов. Не нужно ставить ребенка в позицию жертвы, а нужно дать понять, что жизнь начинается только тогда, когда человек признает ответственность за себя, ощущает желание жить и искать свою счастливую тропинку.
— Возникает вопрос, а насколько сотрудники детского дома, учителя, органы опеки, исполнительная власть представляют себе сущность выпускника, — продолжает Милана Маратовна. — Имевшаяся ранее цепочка сопровождения была несистематической, некачественной. Мне кажется, очень важно включать сюда и гражданское общество. При этом не последнюю роль должно играть грантовое поощрение. Прежде всего для того, чтобы волонтеры, принимающие активное участие в жизни выпускника, и сами были подготовлены для этого: обучены основам педагогики, возрастной психологии, менеджмента. В Уфе существуют эффективные программы, тренинги для волонтеров. Ни один аспект жизни ребенка — учеба, здоровье, готовность будущего взрослого гражданина к созданию полноценной семьи — не должен ускользнуть от внимания. А моя мечта, надеюсь, вполне осуществимая: чтобы среди выпускников зародилась своя общественная организация, появились свои лидеры, став полноценными партнерами в движении «Мы вместе!».
У выпускников детских домов проблемы те же, что и в обычной семье, но вот решать их приходится несколько по-другому. И первая — это, конечно, образование. Для выпускника детдома правильный выбор специальности — вопрос первостепенной важности. Так, с 2008 года отчислено из образовательных учреждений 229 детей, только в 2009 году — 102 человека. Причины, конечно, разные: понял, что это — не «его», соблазнился прелестями взрослой жизни, подзабыв об учебе, но результат все равно неутешительный. В решении этого вопроса помогают центры занятости и те же самые волонтеры.
Крыша над головой — тоже вопрос, искалечивший не одну судьбу. С 2006 года квартиру получили всего 106 детей, на очереди — около 200. Еще одна больная тема — трудоустройство. Вопрос закрепления на рабочем месте — не последний в ряду проблем выпускника. Поэтому самая оптимальная модель постинтернатного сопровождения, считают психологи, должна начать работать еще в детдоме: помощь в выборе профессии — сопровождение на этапе обучения — и, как результат, успешное трудоустройство, по душе и с перспективой.
Умильная жалость не всегда уместна. Можно пожалеть сироту, с которым судьба обошлась сурово, а можно постараться дать понять, что ему достался бесценный дар — жизнь, и во многом от него зависит, насколько прекрасной она будет.
Елена ШАРОВА. Фото Альберта ЗАГИРОВА.